Сегодня, 17 июля, под руководством председателя профильного комитета ЗСК Виктора Чернявского состоялось заседание рабочей группы комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Законодательного Собрания Краснодарского края по обсуждению вопроса установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций при участии члена комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Владимира Бекетова. В работе заседания приняли участие заместитель министра образования, науки и молодежной политики края Елена Анышко, заместитель начальника отдела финансирования образования, культуры, физической культуры и спорта министерства финансов края Татьяна Виноградова, заместитель главы муниципального образования город Краснодар Лилиана Егорова и директор департамента образования муниципального образования город Краснодар Алексей Некрасов. Позицию профсоюзной стороны по рассматриваемому вопросу на заседании представил Алексей Едигаров, заместитель председателя краевой организации Профсоюза.

В своем выступлении Алексей Юрьевич отметил, что Комитет краевой организации поддерживает инициативу установления новой, единой для всей территории страны, системы оплаты труда педагогических работников только при условии обеспечения дополнительного бюджетного финансирования, поскольку:

«Во-первых, уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: увеличения объема учебной нагрузки, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы. Размеры ставок заработной платы педагогических работников края ниже размера МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения края. Например, ставка заработной платы воспитателя детского сада – 9 349 рублей, музыкального руководителя – 8 587 руб., педагога дополнительного образования – 9 255 рублей, учителя – логопеда – 9 434 рубля. Чтобы получать заработную плату в размере 25-30 тысяч рублей воспитатели детских садов, педагоги школ вынуждены выполнять большой объем дополнительной работы.

По данным мониторинга, проведенного краевой организацией Профсоюза, более 45% педагогических работников имеют учебную нагрузку на полторы и более ставки. Особенно остро эта проблема проявляется в общеобразовательных организациях. Применяемая в общеобразовательных организациях края система оплаты труда учителей на основе стоимости ученико – часа не предусматривает наличие фиксированных размеров ставок заработной платы, т.е. тех параметров оплаты труда, которые являются основой любой системы оплаты труда и относятся к обязательным условиям трудового договора (ст. 57, ст. 135 Трудового кодекса РФ). При одинаковой учебной нагрузке и квалификации размер заработной платы учителей существенно отличается по независящим от них обстоятельств: от места расположения школы, количества учеников в школе и классе. Например, средний размер оплаты за норму учебной нагрузки составляет в школах Темрюкского района 11 670 рублей, Тихорецкого района – 10 939 рублей, Лабинского района – 12 975 рублей, а Новопокровского района – 9 054 рубля. Аналогичная ситуация с неоправданной дифференциацией в оплате труда и среди учителей, работающих в одной школе. Большинство регионов России отказались от модельной методики расчета заработной платы учителя, которая не обеспечивает конституционное право работника на равную оплату за равный труд. Поэтому необходимо изменить действующую систему оплаты труда и в нашем крае, но это возможно при условии увеличения размеров ставок заработной платы педагогов.

Во-вторых, поскольку размеры окладов, ставок заработной платы работников на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп установлены отраслевой системой оплаты труда в крае без учета правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П. Доплаты за работу во вредных условиях труда, стимулирующие выплаты должны выплачиваться сверх размера МРОТ. Повсеместно эти выплаты включаются в размер МРОТ.

Вместе с тем, установление новой системы оплаты труда, как единой для всей территории России, по мнению Комитета краевой организации Профсоюза, должно распространять свое действие на педагогических работников всех типов образовательных учреждений, не только дошкольных и общеобразовательных организаций, но и организаций дополнительного, среднего профессионального и высшего образования».

***
Напомним, что на 21 июля 2020 года в Государственной Думе РФ будет рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части установления требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации не согласен с проектом ФЗ о внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому Правительство РФ в очередной раз наделяется правом, а не обязанностью регулирования на федеральном уровне условий оплаты труда работников непроизводственной сферы. Консолидированное мнение профсоюзов в отношении столь значимого для всех работников бюджетной сферы федерального законопроекта было направлено в адрес Председателя Государственной Думы В.В.Володина, руководителей всех фракций политических партий и профильных Комитетов Государственной Думы, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

Совет Ассоциации, учитывая реальную необходимость повышения гарантированного уровня оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры, устанавливаемого в виде должностных окладов и ставок заработной платы на федеральном уровне, предлагает изложить абзац второй законопроекта в следующей редакции: «Правительство Российской Федерации утверждает требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, размеры которых по должностям (профессиям), включенным в первый квалификационный уровень соответствующей профессиональной квалификационной группы первого уровня, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда; применяемых перечней, размеров и условий назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера; иные требования к условиям оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности работников».

Общероссийский Профсоюз образования также направил письма в адрес министров просвещения, науки и высшего образования Российской Федерации С.С.Кравцова и В.Н.Фалькова с просьбой  оказать личное содействие обеспечению учета мнения  Совета Ассоциации при рассмотрении в Государственной Думе федерального законопроекта № 973252-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части установления требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», учитывая, что только фактическая реализация указанных полномочий Правительства Российской Федерации позволит реально обеспечить совершенствование условий  и рост оплаты труда работников образования на основе повышения соответствующих гарантий, устанавливаемых на федеральном уровне.